Questions-answers Interview All records

1

Парипа Олег, 1ua user
Олег Парипа
Topic: Церква та релігія

ЕЛИКОГО ПОСТА: СОВЕТЫ ПАСТЫРЕЙ

Первая неделя http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>понедельника по http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>четверг – практически во всех храмах будет читатьсяhttp://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Великопостная служба в Сретенском монастыре. Фото: М.Родионов / Православие.Ruhttp://www.pravoslav... border='1'>
Великопостная служба в Сретенском монастыре. Фото: М.Родионов / Православие.Ru
Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>«Православие.ру» попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.

***

http://www.pravoslav... border='1'>
http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

– Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас — мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее — насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Великий пост — это то время, когда мы можем стряхнуть с себя оковы сна, время, когда мы можем духовно воспрять, услышав снова кондак Великого канона: «Душе моя, восстании, что спиши, конец приближается…». Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце, понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он, не умолкая, зовет нас…

Это время, когда небо открывается для нас, время когда боль покаяния сильней всего может уязвить нашу душу и понудить ее вновь искать той свободы от греха и от страстей, которая может эту боль исцелить. И Господь в эти дни так близок каждому кающемуся…

И так мало нужно от нас! Просто вырваться, прийти вечером в храм и позволить своей душе, словно жаждущей земле — дождь, впитывать в себя слова критского пастыря. И решиться делать то, чего она — пробуждающаяся и оживающая душа — будет все настойчивей и настойчивей требовать от нас.

http://www.pravoslav... border='1'>
http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Протоирей Игорь Шестаков, руководитель молодежного отдела Челябинской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области, руководитель военно-патриотического клуба «Воин»:

– В первые дни http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>поста как-то особенно себя чувствуешь, окрыляешься, забываешь о суете, умиротворяешься, согреваешься сердцем. Я вспоминаю свой первый «великопостный опыт», неофитский и сумбурный, как у всех, кто приходит в Церковь, наверное. Я ощутил стройность и строгость великопостного богослужения именно в первую седмицу, сам читая на клиросе кафизмы, молясь каждый вечер за чтением http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Великого покаянного канона, за литургией Преждеосвященных даров. О существовании этих богослужений, проходив в храм несколько месяцев, я и не подозревал, но «познакомившись» с ними, я навсегда утвердился во мнении, что это самые торжественные и великолепные службы всего годового круга.

Сейчас, уже два десятка лет прослужив алтарю Господню, великопостных напевов, http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>канона святого Андрея Критского, трипеснцев и молитвы преподобного Ефрема Сирина ожидаю с нетерпением. Кто-то скажет: «А что еще священнику делать?» А кто-то возопит: «Нам некогда молиться и поститься, нам трудно и малопонятно все это продолжительное чтение и пение, мы живем проблемами сегодняшнего дня, мы устаем и раздражаемся, и оставьте нас с вашим постом, нам и так есть нечего!» Что ответить? Скатиться в риторику менторства, мало воспринимаемого даже воцерковленной аудиторией? Или напомнить народу о том, что он «невежда в законе»?

Беда наша в том, что мы не смотрим в самую суть поста как деяния свободной воли и любви к Богу. Мы вообще очень мало говорим о свободе воли, свободе в истине и любви, неоправданно мало! Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не пеняя тем, кто в эти святые дни ведет себя иначе. Тогда вдруг понятными станут слова песнопений и молитв, обращаемых к нам. Почувствовать себя человеком духовным можно, ополчаясь и воинствуя против праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Против лености и вялости души. Против дебелости и расслабленности духа. Это пассионарное действие, и на него решаются только те, кто хочет не по имени, а по делам быть христианином. Тут нам нужно все наше христианское мужество и наша воля. И если это не так, то, значит, мы миримся с нашим порабощением привычками, наклонностями и страстями и не осмеливаемся бросить им вызов.

Пост сегодня – это открытый вызов гедонистической морали, потребленчеству, духовному индифферентизму, эгоизму. Это брань, борьба, испытание крепости нашей веры, твердости нашего упования, силы нашей любви. Кто из нас хочет быть борцом и добрым воином Христовым? Входите в эти открытые церковные двери и становитесь среди тех, чей дух бодрствует и радуется живительной http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>святой четыредесятнице!

http://www.pravoslav... border='1'>
http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Протоиерей Василий Мазур, настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

– http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Великий пост – это великий дар Божий для спасения наших душ. Первая его неделя – сеяние добродетелей, весь пост – терпеливое и бережное их взращивание. Последняя неделя – собирание плодов, а http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>праздник Пасхи Христовой – время вкушения плодов от телесных и духовных трудов, понесенных в пост.

Нельзя стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая – для мирян. Умение поститься приходит со временем от поста к посту.

Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Пост должен принести радость, а не печаль. Молитва во время поста, соединенная с кротостью и терпением, может поднять супружеские отношения на качественно новый уровень.

Посещение http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>великопостных богослужений, столь трогательных и умилительных, является не столько долгом, сколько потребностью кающейся души. Но, конечно же, не должно быть из-за этого никаких конфликтов ни на работе, ни дома.

http://www.pravoslav... border='1'>
http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма преподобного Агапита Печерского в Киеве:

– Все верующие люди, сколько их ни есть, не могут поститься совершенно одинаково – в силу их различий в возрасте, здоровье, образе жизни, степени воцерковленности. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное.

В чем современные особенности постного подвига?

Первое, что бросается в глаза, это время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать привычные и длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем случае на работу – час, с работы в храм – час, со службы домой – час. Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил.

Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания – рукой подать, а от места послушания до храма – пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А мирской богомолец (чаще – женщина) вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается.

Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Нужны терпение и снисхождение. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость. И человеку приходится, быть может, учить наизусть молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться по памяти. Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее, наоборот, стоит подбодрить и утешить.

Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями – это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек – это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня. Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома.

Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах – это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения.

Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях. Но нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>святитель Филарет Московский, превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый – в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>святитель Игнатийповторял, как заповедь, слова: «Пойми время».

Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».

Итак, нельзя набрасывать на всех один аршин, но разбираться с каждым человеком как с «отдельным случаем». Нельзя не учитывать фактическую суетность городов с их расстояниями, перемещением, усталостью. И нельзя не помнить, что пост и молитва есть умный труд внутреннего человека, а значит, врагом этого труда избыток информации является даже в большей степени, чем избыток пищевых килокалорий.

Дальнейшее же подскажет опыт, ибо дорогу осиливает идущий, а не изучающий карту маршрута.

http://www.pravoslav... border='1'>
http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

– Что должно стать главным в дни http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>поста? Ответ, по опыту – церковному и своему, должен быть в «относительных» терминах, а не в абсолютных. Не требовать от человека: ешьте то-то, читайте такие-то молитвы, ходите в церковь тогда-то, но предложить следующее:

– всей семьей (если таковая имеется) определить порядок питания для детей и взрослых на все время поста (например, сладости только по субботам и воскресеньям и т.п.) и попросить священника благословить соблюдение этого порядка;

– также определить порядок просмотра телевизора (от ограничения до полного выключения);

– увеличить продолжительность личных (общесемейных) молитв;

– назначить время для личного или общесемейного чтения православной литературы, _подходящей для всех;

– назначить время для прихода в храм в будни, подготовиться к участию в великопостных богослужениях (найти тексты Покаянного канона, повечерия, литургии Преждеосвященных даров, служб http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Страстной седмицы);

– помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

– также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Пасху как свинья.

http://www.pravoslav... border='1'>
http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Протоиерей Сергий Вишняков, благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

– Самое главное для христианина во время http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>поста – провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва – только условия, при которых наша цель – очищение души – достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>послушать канон преподобного Андрея Критского, который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) – это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Великий пост – не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни – так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочиненийhttp://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>святителя Игнатия (Брянчанинова) есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» – о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин – это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый – в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму – построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению – ко вниманию.

Сверх сил в эту – первую – неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>канон преподобного Андрея Критского, то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста – не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы – чада Отца нашего Небесного.

http://www.pravoslav... border='1'>
http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Священник Павел Гумеров, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

– Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Во время первой и http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Страстной седмиц поста в семинарии прекращаются занятия, чтобы все учащиеся могли каждый день утром и вечером молиться за великопостным богослужением, погрузившись в духовную жизнь. Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые. Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день.

Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность – проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души.

Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной. Природа освобождается от снега и холода, расцветает. И душа наша должна цвести постом. Так что пост – время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост. Великий учитель поста http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>канон преподобного Андрея Критского, молясь за вечерним богослужением!

Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями. Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках. Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон – это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию.

Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама.

Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях (телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном). Получается лицемерие – внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел.

Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице. Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию.

Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами. Будем поститься «постом приятным»!

http://www.pravoslav... border='1'>
http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Игумен Игнатий (Душеин), благочинный восьмого округа Калужской епархии, председатель миссионерской комиссии Калужской епархии:

– Думаю, первое, что нужно, – правильно настроиться на пост. Недаром Церковь нас загодя готовит к его приходу.

http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Мытарь и фарисей, http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>блудный сын, http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Страшный суд, http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Адамово изгнание – все это должно нас настроить на особый лад.

Как смиренный мытарь, как раскаявшийся блудный сын, как павший Адам, как грешник перед лицом суда Божия, человек должен вступить в труд поста, помня, что, возможно, это последний Великий пост в его жизни. А может, это и последняя возможность покаяния и исправления, последний призыв милостивого Господа.

Второе: мир с ближними. Это доступно каждому, даже самому занятому человеку. Без этого наиважнейшего момента весь труд поста становится бессмысленным. Не случайно в http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье.

Обязательным условием правильного поста является воздержание чувств. Нужно беречься от праздных разговоров, от различной «развлекаловки» и суеты. Думаю, что в наше время отказ от телевизора – для многих подвиг намного более актуальный, чем воздержание от скоромной пищи. Часто бывает, что, воздерживаясь от излишней пищи телесной, мы совершенно не заботимся о составе пищи нашего ума и сердца.

Нужно, чтобы воздержание от некоторых продуктов не превратилось в самоцель и не стало главным мерилом Великого поста. Это труд, лишь сопутствующий душевному труду, но никоим образом его не заменяющий. Именно про такой пост сказал Господь: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», – никто пусть лучше не знает и не видит, что мы едим или не едим в пост. Если это мы делаем во славу Божию, то пусть один Господь и знает это. Не дай Бог поститься напоказ или рассказывать друг другу о том, что мы не съели в эти дни. Воздержание в пище подразумевает не только отказ от скоромных продуктов. Съедать за раз полведра картошки без масла тоже не из разряда аскетических подвигов.

Далее: молитва. Для нас это слово часто тождественно молитве церковной. Но правильнее было бы назвать то, что мы совершаем в храме, псалмопением. Молитвой же лучше назвать то, что должно совершаться в нашем уме и сердце на всякое время. Так вот такая посильная, внимательная и благоговейная молитва (молитва Иисусова) также доступна каждому. И Великим постом нужно, как никогда, стараться не пренебрегать этим наиважнейшим деланием.

Ничто не заменит особой атмосферы церковного богослужения первых дней Великого поста. Нужно постараться

8 march 2011

Парипа Олег, 1ua user
Олег Парипа
Topic: Церква та релігія

ЦЕРКОВЬ, ВСТУПИВШАЯ В ПОДВИГ ПОСТА

http://www.pravoslav... border='1'>
Отношение к посту – один из критериев оценки веры.

Правда, конечно, что человек сам себе не судья. Справедливую оценку мы ни себе, ни ближнему вынести не можем. Потому и глубокий, истинный суд над нами принадлежит только Богу, а нам сказано: не суди. Но отношение к посту – это все равно критерий. Любишь Церковь как мать или не любишь, имеешь ли собственный опыт пользы от воздержания или нет, раболепствуешь ли мирским обычаям или ценишь свою внутреннюю свободу – все это проявляется в отношении к посту.

Еще поезд, в одном из вагонов которого едет издалека к любимому парню девушка, не пришел на вокзал, а молодой человек уже ходит по перрону, глядя на часы, и сердце его то замирает, то вдруг сильно-сильно забьется в груди. Юноша ждет. Томлением, ожиданием и предвкушением счастья называется его состояние. С таким же замиранием сердца нужно встречать и приближающийся пост.

Весна души, очистительный труд, взятый на себя ради достойной встречи Пасхи, – вот что такое пост. Самораспятие, добровольное умерщвление своего гордого и лукавого обычая ради приобщения к Воскресению Христову – это пост. И «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24).

Приближаться к посту с чувством возрастающей внутренней радости – это значит ощущать благоухание пасхального возгласа «Христос воскресе!» и сознательно стремиться в тот мысленный рай, откуда этот запах изливается. «От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро» (Песн. 1: 2).

Цивилизация, выросшая из христианства и прирастившая к своему корню приставку «пост-» – это цивилизация, разъедаемая индивидуализмом. Отношение ко всему на свете определяется «личным выбором» и «частным мнением». «Мне так хочется» и «я так думаю», – говорят люди по любому поводу. Как ни странно, именно в таких условиях у людей остается все меньше способностей выносить личные продуманные суждения. Думают они все чаще одно и то же, поскольку информацию черпают из одних и тех же телеэфиров. Торжество индивидуализма на деле приводит к торжеству бесцветности и невыразительности. В отношении к религии эта серая бесформенность прячется за общие фразы вроде «не лезьте мне в душу», «вера – это личное дело каждого» и проч.

Говоря о посте, зачем мы касаемся этих предметов? Затем, что Истина объективно существует, и раз это так, то Ей надо служить. Верующий человек как раз и стремится служить воплотившейся Истине – Христу, а человеку при этом со всех сторон поют, хоть и на разные мелодии, одну и ту же возрожденческую песенку: дескать, Истины нет; религия – дело частное; на вкус и цвет товарищей нет и так далее. За этими песнями кроется единственный мотив – «гуляй, душа!», и одна бесовская молитва – «да будет воля моя». В таких условиях верующий человек самой жизнью и фактом исповедания веры вызывается на бой. Забрало опущено, его имя названо, барабаны забили и трибуны замерли.

Стоит ли напоминать при этом, что, хотя все мы позваны на бой, далеко не все из нас в душе – воины? Где же искать выход и разрешение конфликта? В чувстве соборности!

Надо возгревать и воспитывать в собственной душе чувство принадлежности к Вселенской Церкви. Как бы ни было мало постящихся и молящихся людей в зоне нашего непосредственного наблюдения, тем не менее мы постимся вместе и одновременно с миллионами верующих людей. Символ веры, который я исповедую, не есть мною сочиненное личное «кредо». Это вера Апостольской Церкви, вера, в которой спаслись уже миллионы душ и еще миллионы спасаются. Праздники, которые мы празднуем, охватывают не тех лишь, кто виден нам в храме по соседству, а еще несметное количество людей, на разных языках в это же время воспевающих Господа. Это же относится и к посту. Ты постишься не ради личной прихоти, а ради Христа. Постишься не тогда, когда захочешь, а когда Церковь благословила. Постишься не один, а вместе с множеством братьев и сестер, чей невидимый труд укрепляет твою слабую в одиночестве душу.

Чувство соборности – это ощущение связи с Церковью, рассеянной по Земле, и с «торжествующим собором и церковью первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12: 23). А раз так, то все гораздо легче и радостнее, чем кажется на первый взгляд при усмотрении пошлости в повседневности.

Можно молиться: «Господи Иисусе Христе, молитвами всех кающихся пред Тобою прими и мое покаяние»; «Молитвами всех искренне постящихся и смиряющих пред Тобою сердца свои научи и меня поститься».

Так мы вступим в область духовного общения не просто с теми, кого привычно называем «братья и сестры», а с настоящими братьями и сестрами по духу молитвы и покаяния, с реальными родственниками большой церковной семьи.

Можно и нужно не только молиться о милости для себя по молитвам их, но просить также: «Господи, прими всех обращающих сердца к Тебе. Выслушай людские мольбы и просьбы. Прости грехи всем, кто плачет о своих грехах». В силу того что молитва веры не бывает бесполезной, хоть одну душу и хоть на секунду мы таким образом поддержим.

Подобные молитвы есть истинная соборность и настоящая победа над мелким эгоизмом и заплесневелым индивидуализмом, засевшим в мозги нашего современника, как неотвязная мелодия пошлого шлягера. Это подобие тех молитв, которые приносятся в субботу накануне Прощеного воскресенья. В этот день Церковь совершает память всех мужей и жен, которые достигли подлинной святости в посте и молитве. Это преподобные и юродивые. Их молитвенной помощью стремится заручиться Церковь, чтобы те, кто оружием поста посрамил диавола, помогли и нам в подобной борьбе.

Итак, никто из нас не является воином-одиночкой. Каждый из нас, напротив, должен занять свое место в общем строю. Дисциплинированное войско, послушное командиру (даже если каждый в отдельности воин далеко не «универсальный солдат»), всегда разгромит врага, в рядах которого каждый боец – храбрец и герой, но общая дисциплина и единство отсутствуют.

Чувство духовного локтя и ощущение принадлежности к великому войску, возглавляемому воскресшим из мертвых Иисусом Христом, способно будет превратить нашу личную слабость в соборную силу. И то, что до поста и без поста годами не удавалось изменить в своей бедной душе, поддастся изменению силою благодати, даруемой от Бога постящейся Церкви.

Так что вперед, Христовы воины, навстречу Воскресшему! Се бо прииде Крестом радость всему миру! Вперед, укрепляя и ободряя друг друга, и спин врагу не показывать! Добавим мысленно на время поста три слова в Символ веры: «Верую во едину Святую Соборную, вступившую в подвиг поста, Апостольскую Церковь!»

http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravoslav... style='font-family: Arial, Geneva, sans-serif, Helvetica; text-decoration: none; color: rgb(102, 0, 0); '>8 марта 2011 года

8 march 2011

Парипа Олег, 1ua user
Олег Парипа
Topic: Церква та релігія
Віра, надія, любов.
Стогнуть над світом пекельні вітри,
В жилах вистуджують кров.
Серце зігріють завжди три сестри-
Віра, надія, любов.

Десь лиходії толочать жита,
Але із казки немов
Кожній людині дарує життя
Віру, надію, любов.

Доля моя – лицедій без лиця –
З мосту летить стрімголов…
Вірними будуть мені до кінця –
Віра, надія, любов.

Безвісти йдуть наполохані дні –
Цвіль безтолкових  розмов.
Тільки ніколи не зрадять мені
Віра, надія, любов.

Боже, прости! Нехай сонце сія –
Вогник добра охолов…
Але жива ще єдина моя
Віра, надія, любов.

свящ. Іоан Парипа

19 february 2011

Парипа Олег, 1ua user
Олег Парипа
Topic: Церква та релігія
Ісус Христос розп’ятий був не раз.
Там, на Голгофі, це було уперше.
Умер од смерті, може,— від образ,
і за життям не пожалів, умерши.
А потім розп’яли на полотні,
у мармурі, у гіпсі і в граніті.
А потім розп’яли його в мені,
і розп’яли на цілім білім світі.
І тіло з’їли, кров’ю запили.
Ще рік, чи два, чи десять, чи довіку?
І продавали образ з-під поли,
і не дають умерти чоловіку.
Куди піду? Куди тепер піду?
Де на землі земля обітована?
Казарми в Гефсіманському саду,
І всі народи — як розкрита рана…

Ліна Костенко

18 february 2011

Парипа Олег, 1ua user
Олег Парипа
Topic: Церква та релігія
Псалом 1

Блажен той муж, воістину блажен, 
котрий не був ні блазнем, ні вужем.
Котрий вовік ні в празники, ні в будні 
не піде на збіговиська облудні.
І не схибнеться на дорогу зради, 
і у лукавих не спита поради.
І не зміняє совість на харчі, - 
душа його у Бога на плечі.
І хоч про нього скажуть: навіжений, 
то не біда - він все одно блаженний.
І між людей не буде одиноким, 
стоятиме, як древо над потоком.
Крилаті з нього вродяться плоди, 
і з тих плодів посіються сади.
І вже йому ні слава, ні хула 
не зможе вік надборкати крила.
А хто від правди ступить
на півметра, - 
душа у нього сіра й напівмертва.
Не буде в ній ні сили, ні мети, 
лиш без'язикі корчі німоти.
І хто всіляким ідолам і владам 
ладен кадити херувимський ладан,
той хоч умре з набитим гаманцем, - 
душа у нього буде горобцем.
Куди б не йшов він, на землі і далі, 
дощі розмиють слід його сандалій.
Бо так воно у Господа ведеться - 
дорога ницих в землю западеться!


Ліна Костенко.

18 february 2011

Федоришин Марія, 1ua user
Марія Федоришин
Topic: Церква та релігія

Дякуємо,Вам,отче,Олеже!За гарну проповідь ,за 'хліб' для душі.Для тих людей,які по різних причинах немають можливості побувати на службі Божій.Було б добре,якби Ви з нагоди Свят церковних,можливо в коротшій формі ,частіше,могли нам розказувати  такі проповіді..Дуже гарний вірш прсвячений Стрітенню Господньому свящ.Іоана Парипи.Ким для Вас буде свящ. Іоан Парипа?  З повагою Марія Федоришин.

17 february 2011

Парипа Олег, 1ua user
Олег Парипа
Topic: Церква та релігія
Стрітення Господнє.
«Радуйся, Благодатная Богородице Діво, із Тебе ж бо засяяло сонце правди, Христос Бог наш…»
(Тропар Стрітення)



Свято, празник, святий день – слова, якими ми вділяємо червоним шрифтом, з сірих буднів дні, що мають особливе значення для кожного із нас. В духовному ж розумінні святкові дні крім загального піднесення і радості, покладають на нас обов'язок правильного відношення та розуміння істинної суті самого свята. Адже кожен повинен вбачати в святі не привід для чергових гулянь, а перш за все  його духовно-історичну цінність. Навчитися не просто переживати, а освячуватися святим днем. Православні свята встановлені для нагадування про те,  що світ в якому ми живемо не такий простий і убогий, як нам іноді здається, бо над ним розпростертий інший світ, котрий дає нашій душі невід’ємну радість і мир. Церковне святкування як і саме Православне Богослужіння, полягає в спомині перемоги втіленого Сина Божого, а  з Ним і всіх віруючих в Нього, над гріхом та смертю. Ця перемога, що відновила єднання людини з Богом для нашого вічного блаженного життя, відображена в Таїнстві Святого Причастя, яке покладене Господом в основу християнського Богослужіння і об’єднує всіх віруючих чад Святої Соборної і Апостольської Церкви по всій вселеній. Саме тому Православна Церква кожне свято розпочинає спільною молитвою та Великим і Незбагненним Таїнством Євхаристії(Причастя). Одним із таких свят є Стрітення Господнє, котре припадає на 15 лютого за новим стилем. Цього дня не «зима з весною зустрічається» - як кажуть у народі, а відзначається одна з ключових подій в історії взаємин Бога й людини: Богодитину, принесену на сороковий день після народження в ієрусалимський храм, зустрічає праведний старець Симеон – благочестивий чоловік котрий отримав від Бога одкровення, що не помре  доки не побачить Христа Спасителя. У цій події Церква вбачає зустріч двох Завітів: на зміну Старому Завіту, котрий символічно уособлює праведний Симеон, приходить Завіт Новий, що дасть людям втілений Син Божий - Христос. На цей момент людство чекало не одне тисячоліття. Адже у світ з'явився Той, про кого говорили пророки, Той, що стане переможцем гріха та смерті, Хто відкриє всім народам шлях у Царство Боже й шукатиме кожну зниклу вівцю як втрачений скарб... Котрий покличе всіх прийти і напитися Живої Води Благодаті Духа Святого, щоб не загинув ніхто, але мав життя вічне. Прозріваючи це, праведний Симеон, взявши Ісуса на руки, вимовив пророчі слова: «Нині відпускаєш раба Твого, Владико, за словом Твоїм, з миром, бо бачили очі мої спасіння Твоє, яке Ти приготував перед лицем усіх народів: світло на просвітлення язичників і славу народу Твого, Ізраїля»(Лк.2.29-32). Та не зупинився на цьому праведник, з сумом поглянув на Пресвяту Діву Марію і сказав: «Ось, лежить Цей на падіння і на вставання багатьох в Ізраїлі і на знак сперечання, - і Тобі Самій меч пройде душу, - щоб відкрились помисли багатьох сердець»(Лк.2.34-35). В цей час в храмі була присутня пророчиця Анна котра «не відходила від храму, постом і молитвою служачи Богові день і ніч. Прийшовши в той час, вона славила Господа і говорила про Нього всім, хто чекав визволення в Ієрусалимі»(Лк.3.37).
Дивне і незвичайне почуття переповнювало душу праведного старця,  він нарешті отримав те чого так довго обтяжений літами чекав, отримав мир і заспокоєння. Симеон побачив Христа – свого Бога і Спасителя, звільнився від напруженого очікування, котре було покаранням за маловір’я, і тепер може з миром «відійти до праотців», тобто померти, щоб зійти в похмурий шеол, де знаходяться всі раніше померлі, очікуючи спасіння. Та праведний старець не залишить без втіхи тих хто томиться в цій юдолі печалі, він приносить  радісну звістку: «Чекати залишилося недовго, тому що я на своїх руках тримав Того, Хто всесвіт тримає, зруйнує пекло і всім хто буде вірний Йому дарує вічне блаженне життя». І в великій радості прославить Бога Ісаія згадавши слова свого пророцтва: «Направду ж Він немочі наші узяв і наші болі поніс, а ми уважали Його за пораненого, ніби Бог Його вдарив поразами й мучив...А Він був ранений за наші гріхи, за наші провини Він мучений був, кара на Ньому була за наш мир, Його ж ранами нас уздоровлено! Усі ми блудили, немов ті овечки, розпорошились кожен на власну дорогу, і на Нього Господь поклав гріх усіх нас! (Ісаї 53:4-6). Та тривогою наповнить серця багатьох пророк Захарія нагадавши слова котрі його устами прорік Господь: «І будуть дивитись на Мене, Кого прокололи, і будуть за Ним голосити, як голоситься за одинцем, і гірко заплачуть за Ним, як плачуть за первенцем. (Зах. 12:10)
Церква співає в цей день: «Давній днями, який дав у давнину Закон на Синаї Мойсею, нині бачимо як Дитину; і Закон виконуючи, як Творець Закону, за Законом у Храм приноситься й старцю вручається». Той Самий Бог, Який говорив на Синаї з Мойсеєм та встановив іудейський Закон, тепер приноситься в храм як дитина, виконуючи цей же Закон показавши приклад для всіх людей. 
У день Стрітення Господнього в церквах, за традицією, освячуються свічки. Традиція ця походить зі стародавнього звичаю влаштовувати в день Стрітення хід містом, чи селом із запаленими світильниками (на зразок хресного ходу). Потім з'явилося повір'я, що ці свічки охороняють житло від удару блискавки і грому (громові свічки). Насправді ж у молитвах освячення свічок на Стрітення, священнослужителі від лиця всіх віруючих просять про те, щоб, як запалені свічки своїм світлом розганяють нічний морок, так і наші душі, просвітлені Духом Святим, уникали гріховної тьми (сліпоти).
Стрітенська свічка важлива як символ просвітленості серця Духом Святим, якщо ж цього немає й свічка сприймається просто як обряд або традиція, то вона втрачає свій зміст і перетворюється на язичницький магізм. На Стрітення також відзначається день православної молоді. Хоча про це відомо не багатьом адже, на жаль, з кожним роком все менше і менше молоді можна віднести до визначення «православний». Чому саме Стрітення день православної молоді? Можливо тому що саме в молодості відбуваються найголовніші наші стрітення(зустрічі), і в цей день ми повинні просити у Бога щоб всі вони сприяли нашому духовному вдосконаленню, і наближували нас до розуміння ціни і важливості того дару який ми називаємо життям.
Вітаючи всіх із святом Стрітення Господнього бажаю, щоб кожен із нас, плаваючи в морі життєвих турбот і проблем,звершуючи посильні труди на ниві Господній, не пропустив головної зустрічі у своєму житті – зустрічі з БОГОМ. 

Настоятель Свято-Троїцького храму 
с.Переброди 
свящ. Олег Парипа.



Стрітення Господнє.
Богородице, Діво, радій.
Веселись, благодатна Марія!
Народивсь во утробі Твоїй
Сонце правди – Христос і Месія.

Іудея шумить, мов ріка…
(Чи впізнає Христа, чи впізнає?)
І святий Симеон на руках
Носить Того, Хто всесвіт тримає.

- ось Людина встає із руїн…
В день такий і померти не шкода,
Бо побачили очі мої
Нині боже спасіння народам.

І отак Симеон промовля,
Поклонився Марії у пояс:
-А Тобі за оце Немовля
Горе душу пройме, ніби зброя…

Уставайте,князі! Час прийшов – 
Відкривайте до вічності брами!
Бо сьогодні велика Любов
Із людьми зустрічається в храмі.

Саящ. Іоан Парипа.

15 february 2011


1


  Close  
  Close